Ведомости онлайн,
18 ноября 2015 г.
Регулятор и клиенты заставляют страховую отрасль меняться
503 просмотра
Для страховых организаций Центральный банк оказался не менее жестким институтом контроля и регулирования, чем для банков. За истекший период 2015 г. он отозвал лицензии более чем у 50 компаний, занимающихся страховой деятельностью, что почти в три раза больше, чем за весь прошлый год.
По аналогии с банковским бизнесом начали ужесточаться требования в части подготовки финансовой отчетности. Вслед за банками страховые компании уже перешли на ежемесячную (а по некоторым позициям – и ежедневную) отчетность перед регулятором. Сейчас ЦБ рассматривает возможность определения размера необходимого капитала страховщиков в зависимости от качества принимаемых ими рисков (по аналогии с Solvency II).
Предлагаемый ЦБ уровень требований к надежности страховщиков приближается к европейскому. Однако соответствовать ему и скорости проводимых изменений не смогут компании, не занимавшие до сих пор лидерских позиций. В первую очередь, это компании, которые изначально создавались акционерами с целью собрать деньги на рынках массовых продуктов, в частности ОСАГО. Сегодня эти компании с фиктивными, непрозрачными активами, заявленными в обеспечение страховых резервов, являются токсичными для отрасли. И именно они – главные кандидаты на вылет.
Вектор на консолидацию отрасли будет укрепляться. Этому способствует не только ужесточение требований регулятора к капиталу, но и запрос со стороны клиентов и партнеров на современную качественную страховую защиту, надлежащий уровень прозрачности и автоматизации бизнеса. Клиенты страховых компаний кошельком уже ответили на вопрос о том, сколько компаний должно остаться на российском рынке. По итогам первого полугодия 2015 г. на топ-10 рынка пришлось 72% всех сборов (в первом полугодии 2014 г. – 66%). Доля игроков другой весовой категории стремительно снижается.
Данные опроса, проведенного в октябре 2015 г. Национальным агентством финансовых исследований среди руководящих сотрудников предприятий микро-, малого, среднего и крупного бизнеса, позволяют сделать вывод о том, что основные игроки рынка вполне удовлетворяют существующий сейчас спрос на страхование. До 70% предприятий не обращаются в страховые компании, остальные предпочитают страховаться невзирая на кризис. Каждый третий респондент указал, что спрос упал (31%), еще 26% не заметили каких-либо изменений, 4% опрошенных предпринимателей в кризис стали более активно пользоваться страховыми услугами.
Именно эти страховщики, обслуживающие существующий спрос, являются проводниками ключевых изменений в отрасли. Соответствуют требованиям надзора, начали работать в системе электронного ОСАГО, развивают онлайн-продажи на фоне падения продаж по традиционным каналам. Накал конкурентной борьбы между ними не уменьшится, даже если их количество с нынешних 289 универсальных страховых компаний снизится в несколько раз, допустим, до 10-30 (не считая страховщиков жизни). Существующая модель страхового рынка России подразумевает наличие крупных федеральных компаний с развитыми региональными сетями.
Отрасль стоит на том этапе, когда для ее дальнейшего существования важно не увеличение числа игроков, а качественная трансформация и изменение роли в экономике. Страхование не смогло забрать на аутсорсинг часть функций государства по обеспечению экономической безопасности, стать источником «длинных» денег для кредитных организаций и механизмом риск-менеджмента для бизнеса, обеспечить социальную защиту населению. Более того, сейчас страховщики стали источником проблем для государства. Недобросовестные уходы с рынка, рост количества жалоб и судебных дел против страховых компаний, мошенничество – все это не способствует формированию имиджа страхования в качестве инструмента перераспределения рисков в экономике. Сегодня в случае природных катаклизмов гражданину проще просить денег от государства, чем прибегать к рыночному способу защиты своего имущества через заключение договоров страхования. И государство идет навстречу, оказывает эту поддержку. В отсутствие платежеспособного спроса развитие рынка не стимулируется и путем введения новых обязательных видов страхования, которые обсуждались в последние годы.
Переломить ситуацию можно только за счет повышения надежности и эффективности рынка. Важно, что отрасль начала выполнять более строгие требования к финансовой устойчивости и обязательствам. Затем можно будет вернуться к обсуждению дополнительных стимулов на государственном уровне, побуждающих бизнес и граждан самостоятельно защищать свои имущественные интересы посредством страхования.
Сергей РЯБЦОВ, член совета директоров «Ренессанс страхования»
Вся пресса за 18 ноября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|